Тверская область
Земельно-имущественные отношения

В сфере земельных отношений

В государственную собственность Тверской области по состоянию на 01.01.2022 зарегистрировано 9 544 земельных участков общей площадью 87 116,77 га, из них 4 250 земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 66 374,2 га.

Особое внимание уделяется вовлечению в оборот земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, зарегистрированных в государственную собственность Тверской области.

В этой связи Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области ведется постоянная работа по вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения.

За период с 2011 года по 05.04.2022 год сельскохозяйственным производителям Тверской области в целях ведения сельскохозяйственного производства и осуществления (крестьянским) фермерским хозяйством его деятельности Министерством предоставлено 670 земельных участков общей площадью 17 122,4 га.

В целях наиболее эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения Министерством проводятся следующие мероприятия:

•        размещение сведений о свободных земельных участках на официальном сайте Министерства;

•        анализ потребности сельхозпроизводителей в земельных участках;

•        направление сведений о свободных земельных участках в органы местного самоуправления муниципальных образований и отраслевые органы для подготовки предложений по их дальнейшему использованию;

•       совершенствование нормативной базы в части регулирования (снижения) арендной платы для сельскохозяйственных производителей Тверской области.

Также, на основании федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ арендатор до 01.03.2023 года вправе заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, предусматривающее увеличение срока действия договора. При этом срок продления договора не может превышать три года.

Кроме того, Федеральным законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлена процедура принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника ввиду ненадлежащего использования земельного участка.

С 2015 года Министерством проводится работа по изъятию земельных участков ввиду их ненадлежащего использования в судебном порядке.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставляются на торгах за исключением случаев предоставления земельных участков без проведения торгов, предусмотренных п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время аукционы на право заключения договора аренды, либо аукционы по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Тверской области, проводятся в электронной форме. Регистрация на торговых площадках (РТС; Сбербанк) осуществляется в соответствии с регламентом той или иной площадки. Кроме того, заявителю необходимо предварительно оформить ЭЦП.

Без проведения торгов земельные участки могут быть предоставлены в следующих случаях:

- в случае предоставления в аренду земельного участка для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных;

- в случае предоставления в аренду земельного участка на срок до пяти лет крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

- в случае отсутствия встречных заявлений о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в порядке, предусмотренном ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством в случае, если в состав земельного участка входят сельскохозяйственные угодья, размещение объектов капитального строительства на земельных участках не допускается.

При необходимости размещения объектов капитального строительства на таких земельных участках следует осуществить их перевод в иную категорию земель (земли населенных пунктов, земли промышленности или иного специального назначения).

В соответствии с Законом Тверской области от 25.02.2022  № 2-ЗО утвержден перечень муниципальных образований Тверской области, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.

В сфере имущественных отношений

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в установленном порядке осуществляет организацию учета и ведение реестра государственного имущества Тверской области. Объектами учета реестра государственного имущества Тверской области является государственное имущество, находящееся в хозяйственном ведении и оперативном управлении государственных унитарных предприятий Тверской области и государственных учреждений Тверской области, а также имущество казны Тверской области.

Структура государственной собственности Тверской области

Наименование показателей

  На 01.01.2022

1

2

Количество организаций госсектора, всего

584

в том числе:


по организационно-правовым формам:


государственные унитарные предприятия

13

государственные учреждения

499

организации, с долей Тверской области в уставных (складочных) капиталах

31

некоммерческие организации (фонды)

4

Министерство осуществляет полномочия собственника имущества 13 государственных унитарных предприятий Тверской области.

Министерством проводятся выездные проверки государственных унитарных предприятий Тверской области на предмет использования по назначению, сохранности и эффективности использования государственного имущества Тверской области.

Министерство от имени Тверской области осуществляет права акционера (участника) 31 хозяйственного общества, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности Тверской области, в том числе:

·       18 акционерных обществ, 100% акций которых находится в государственной собственности Тверской области;

·       4 акционерных обществ, менее 100% акций которых находится в государственной собственности Тверской области;

·       6 обществ с ограниченной ответственностью, 100% доли уставного капитала которых находится в государственной собственности Тверской области;

·       3 обществ с ограниченной ответственностью, менее 100% доли уставного капитала которых находится в государственной собственности Тверской области.

Министерство осуществляет мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Тверской области и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности Тверской области.

В сфере администрирования доходов областного бюджета и деятельности правового обеспечения

Министерство согласно Закону Тверской области от 28.12.2020 № 84-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» является главным администратором (администратором) доходных источников областного бюджета Тверской области по 33 кодам бюджетной классификации.

За 2021 год в областной бюджет Тверской области поступило неналоговых доходов, администрируемых Министерством, по 14 доходным источникам на общую сумму 119 574,6 тыс. руб., что на 24 544,5 тыс. руб. или 26% больше поступлений за 2020 год (95 030,1 тыс. руб.).

Годовые прогнозные назначения на 2021 год составляли 75 120,2 тыс. руб. по 15 доходным источникам. Исполнение годовых прогнозных назначений неналоговых доходов областного бюджета составило 159 % (в 2020 году – 105%).

Из 17 субъектов Центрального Федерального округа (за исключением города  Москвы) Тверская область занимает 9 место (в 2020 году 11 место) по поступлениям в областной бюджет неналоговых доходов от использования и реализации земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ, 12 место по поступлениям доходов от использования и реализации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ (за исключением земельных участков).

Структура доходов областного бюджета от использования и реализации государственного имущества сформировалась за счет денежных поступлений в следующих долях:

- аренда и продажа земельных участков – 66 861,1 тыс. руб. или 56 %;

- аренда, найм, реализация областного имущества – 17 800,6 или 15 %;

- дивиденды (50% прибыли) – 2 983,1 тыс. руб. или 2 %;

- от перечисления части прибыли  ГУПов (25%) – 2 413,3 тыс. руб. или  2 %;

- прочие доходы – 29 516,5 тыс. руб. или 25 %.

С целью снижения задолженности и увеличения доходов областного бюджета Министерством ведется претензионно-исковая работа.

Осуществляется информирование плательщиков о наличии задолженности посредством телефонной связи, направляются претензии о задолженности, проводятся заседания Комиссии по контролю за поступлениями неналоговых доходов в областной бюджет Тверской области (далее – Комиссия).

За 2021 год проведено четыре заседания Комиссии (29.03.2021, 29.06.2021, 28.09.2021, 29.11.2021).

В целях защиты имущественных интересов Тверской области за 2021 год подано 242 исковых заявления в арбитражные суды, суды общей юрисдикции на сумму 26 584,2 тыс. руб. В рамках дел о несостоятельности (банкротстве) подано 6 заявлений о включении задолженности в реестр требований кредиторов на сумму 2 098,3 тыс. руб.

За 2021 год  вынесены 155 судебных актов о взыскании задолженности на общую сумму 19 439,1 тыс. руб. (в том числе по исковым требованиям, поданным в 2020 году).

В территориальные подразделения службы судебных приставов и в банковские организации за 2021 год предъявлены к взысканию 197 исполнительных документов на общую сумму 23 539,7 тыс. руб.

Общие поступления денежных средств в областной бюджет Тверской области по результатам принимаемых Министерством мер по сокращению дебиторской задолженности за 2021 год составили 29 587,7 тыс. руб., в том числе в счет оплаты задолженности прошлых лет - 10 647,8 тыс. руб.

В отношении  99,2% задолженности Министерством приняты меры по взысканию (в 2020 году 98,4%).


Информация, размещаемая в рамках исполнения Федерального Закона Российской Федерации от 30.11.2010 № 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"