Стратегические инициативы Президента РФ
  • Фамилия
    Имя
    Отчество
    Электронная почта
    Страна, регион, район Тверской области
    Адрес (почтовый)
    Телефон
    Вопрос/Обращение
    Загрузить файл:
     
    Я согласен на обработку моих персональных данных,
    при подготовке ответа
     
Написать письмо
Государственные услуги

Версия для слабовидящих
Контакты
Версия для печати
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Методические материалы для составления и использования геральдических символов муниципальных образований Тверской области

Геральдическая комиссия при Губернаторе Тверской области

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕРАЛЬДИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Методические материалы для составления и использования
геральдических символов муниципальных образований Тверской области

Тверь

2013

Общая редакция:

Л.В. Иванова – руководитель аппарата Правительства Тверской области, председатель Геральдической комиссии при Губернаторе Тверской области

Составитель: В.И. Лавренов – кандидат исторических наук, доцент, член Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, заместитель председателя Геральдической комиссии при Губернаторе Тверской области

Исторические и правовые основания современной земельной геральдики России:

традиции и новации

В геральдических символах издавна отражаются представления людей о вере, культуре, истории, свободе и достоинстве. Это базовые ценности общества, на которых оно устроено, и которые формируют политические и правовые системы, традиции и образ жизни. Сейчас трудно представить современную жизнь без гербов, флагов, наград, печатей, должностных знаков, знамён, форменной одежды, корпоративных и личных эмблем. Давно известно, что сущность государства, его политика, идеология и культура находят своё выражение в государственной символике, а особенности исторического развития территорий и земель отражены в региональных символах. Каждая область России имеет свои эмблемы и символы. Они украшают здания, помещаются на знамёнах, наградах, печатях, упоминаются в песнях, легендах и сказаниях. Символам территорий ставятся памятники, а даты законодательного оформления геральдических знаков, отмечаются как региональные праздники. 1 Символы с разных сторон представляют регион, делая его узнаваемым и запоминающимся для россиян и всего мирового сообщества.

Обычно мы называем символами самые выразительные и яркие произведения, созданные человеком, которые точно и кратко характеризуют что-либо. Собрание символов и эмблем представляет все пласты культурного наследия, объём которого может трактоваться довольно широко. Символами региона могут быть архитектурные сооружения и монументы, природные ландшафты и даты исторических событий, памятники искусства и литературные произведения.

Но самыми известными символами являются гербы и флаги. Среди всех символов именно они носят официальный характер, являются важными представительскими знаками и утверждаются специальными правовыми актами. Недаром более ста лет назад российский историк П.П. Винклер гербом называл «символическое изображение, составленное на основании точных законов и утверждённое верховной властью». 2Слово «герб» во многих славянских языках и наречиях употребляется в значении «наследство», а потому и само название этой смысловой эмблемы указывает на её наследственность и неизменяемость. Изучает гербы и составляющие их эмблемы древняя и таинственная наука – геральдика. 3 Её издавна считали энциклопедией всех известных к тому времени наук. В ней находили историю, изучающую происхождение и развитие знаков, а также философию, рассматривающую свойства эмблем. В геральдике узнавали теологию, объясняющую таинство символов и юриспруденцию, определяющую права на пользование гербом. В ней замечали геометрию, описывающую различные фигуры и их расположение. В геральдике отражалась география, указывающая названия стран и городов. Наконец, в геральдике видели свою грамматику, разъясняющую её специальные термины и раскрывающую их начала. Уже в наше время известный русский ученый В.К. Лукомский к сказанному выше добавлял, что геральдика - это еще и искусство, искусство составления и рисования гербов. Все эти древние образы и смыслы геральдики звучат современно и сегодня. Ведь геральдика помогает изучать дух и почерк времени, узнать друзей и врагов, почувствовать красоту и глубину искусства, раздвинуть культурные и географические границы мира.

Каждая эпоха и каждая страна создавали свои особенности начертания гербов и его элементов. Благодаря этим особенностям легче познать историю своей Родины и определить время создания герба, что очень важно для правильной атрибуции памятников искусства.

История российской геральдики насчитывает несколько столетий, в которой были и стремительные взлёты, и досадные падения. Но на протяжении веков гербы и флаги всегда воспринимались символами Отечества, оказывая большое влияние на представления людей об истории, культуре и традициях своей страны.

Новейшая история Российского государства тесно связана с формированием геральдики на всех уровнях, от государственного герба и флага, до символов городов и районов. Начиная с середины 1980-х гг. общественная жизнь практически всех республик бывшего СССР была расцвечена самыми разнообразными флагами, гербами, эмблемами, значками и нарукавными повязками. Геральдическая символика выплеснулась на улицы больших и малых городов Советского Союза. С вопросов о национальных гербах и флагах начинались споры о государственном суверенитете республик, входивших в состав СССР. С помощью геральдических знаков люди выражали свою политическую и гражданскую позицию, во многих случаях прямо противоположную. Так, культурно-исторический феномен геральдики стал важным элементом общественного сознания и политической культуры общества в эти годы. Поэтому уже 5 ноября 1990 г. Совет министров РСФСР принял постановление о создании государственного герба и флага РСФСР. Была создана Правительственная комиссия, по поручению которой Комитет по делам архивов при Совете Министров РСФСР организовал работу круглого стола, под руководством председателя комитета Р.Г. Пихои. Именно этому общественному органу, который включал в себя учёных, депутатов, художников, чиновников, и предстояло подготовить предложения по государственной символике России. Если вопрос о возвращении трёхцветного бело-сине-красного флага практически не вызывал возражений, то проблема государственного герба оставалась долгое время нерешённой. По свидетельству Г.В. Вилинбахова, участники круглого стола «шаг за шагом продвигались в разрешении возникавших сомнений, добывали всё новые факты, доказывающие широкий и глубинный смысл этого символа, его универсальность, выдвигали аргументы в пользу признания за двуглавым орлом права вернуться в Россию в качестве её Государственного герба». В марте 1991 г. после встреч и напряжённых дискуссий совместно выработанные предложения были представлены на рассмотрение Правительства РСФСР.

Но развитие событий показало, что герб и флаг являются лишь началом геральдической работы, ведь вопрос о государственной символике тянул за собой решение возникающих проблем ведомственной и территориальной геральдики, наградной системы страны. Необходимо было создать постоянный геральдический орган, как это было в России до 1917 г. и как это существовало в ряде зарубежных стран. Поэтому с 1991 г., впервые за много лет, вспомогательная дисциплина исторической науки стала восприниматься, не просто как область редких научных изысканий, а как важная часть государственной политики. Для её осуществления 20 февраля 1992 г. постановлением Правительства России была образована Государственная геральдическая служба Российской Федерации, которую возглавил Георгий Вадимович Вилинбахов. Несколько лет шли поиски места этой новой структуре, пока она не стала частью Администрации Президента России, что окончательно подтвердило серьезность и важность геральдических вопросов современной жизни новой России.

21 марта 1996 г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 403 «О государственном геральдическом регистре Российской Федерации». Указом определялось Положение о высшем геральдическом учётном документе России и обозначался круг символов, которые подлежали обязательной государственной регистрации. Тем самым восстанавливалась прерванная в 1917 г. геральдическая традиция, связанная с систематизацией геральдических знаков и их правовым обеспечением. В Государственный геральдический регистр Российской Федерации должны были вноситься следующие знаки:

  • официальные символы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (гербы и флаги)
  • официальные символы федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации (гербы, флаги и эмблемы)
  • официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований (гербы, флаги и эмблемы)
  • знаки отличия и различия; награды федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Официальные символы, подлежащие внесению в Государственный геральдический регистр Российской Федерации, должны пройти обязательную геральдическую экспертизу, которую проводит Геральдический Совет при Президенте Российской Федерации. В регистр вносятся графические изображения знаков и их геральдические описания после утверждения знака тем органом, который его представляет. Этот орган (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, предприятие или учреждение) и имеет право на официальный символ и отличительный знак, что подтверждается выдачей государственного свидетельства установленного образца. За последние годы в Государственный геральдический регистр Российской Федерации внесено более 4000 официальных символов как государственных, так и муниципальных, что подтверждает растущий интерес обладателей гербов и флагов к правовой регламентации символики, её защите и официальном статусе.

Важное место в деятельности геральдической службы России занимают регулярные всероссийские совещания, которые собирают десятки специалистов, чиновников, историков, краеведов и коллекционеров со всех регионов Российской Федерации для обсуждения самых важных проблем государственной политики в области геральдики. В июле 2007 г. такое совещание впервые проводилось не в Москве или Санкт-Петербурге, а в Твери, с участием более 100 представителей из 53 субъектов Российской Федерации.

Не менее значимыми событиями последних лет стали выездные заседания Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, начало которым было положено также в Твери в 2005 г. С тех пор это стало доброй традицией. Заседания в Осташкове в 2006 г., Вышневолоцком районе в 2007 г., в Зубцове в 2008 г., в Кашине-Калязине в 2012 г. стали свидетельством тесного сотрудничества Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, региональной власти и муниципальных образований в проведении государственной геральдической политики.

В сентябре 2005 г. в Санкт-Петербурге прошёл XIV Международный геральдический коллоквиум, проводимый совместно Государственным Эрмитажем, Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации и Международной академией геральдики (Бельгия, Брюссель). Это был первый международный геральдический форум, проводимый в России. Ежегодные совещания, научные конференции, семинары, коллоквиумы и круглые столы, посвящённые актуальным проблемам геральдической теории и практики, стали реальными плодами успешной деятельности геральдической службы современной России.

Новый этап развития земельной геральдики современной России связан с принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон не только предусматривает возможность создания символики новых муниципальных образований, но закрепляет норму её обязательной государственной регистрации.

Статья 9 «Официальные символы муниципальных образований»

  1. Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.
  2. Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.
  3. Официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительских органов муниципальных образований.

Решение о создании и учреждении официальных символов должно исходить исключительно из практических потребностей муниципального образования. От этого зависит и перечень официальных символов: гербы, флаги, должностные и наградные знаки, эмблемы.

Основой этого перечня является герб, который служит основным средством визуальной идентификации муниципального образования: его названия, административного статуса, прав и органов самоуправления. На основе герба строятся все прочие официальные символы. Назначение герба, заключающееся в обозначении своего владельца, делает второстепенным вопрос о содержании герба, толковании и смысле фигур, цветов и их сочетаний. Геральдика не знает единой системы толкования гербов и за геральдическими цветами и фигурами не закреплены строго определённые смысловые значения. История знает много примеров, когда одна и та же фигура, использованная в разных гербах, может иметь совершенно разные толкования. Единственно правильным толкованием символики герба является то, которое дают составители герба и которое фиксируется правовыми актами, утверждающими герб. Гербы не имеют изобразительных эталонов. Единственным эталоном герба является его геральдическое описание, составленное по специальным правилам с применением гербоведческой терминологии. В пределах соответствия описанию допускаются самые разнообразные художественные и дизайнерские интерпретации изображения герба. 4

Флаг является вторым по значимости основным официальным символом муниципального образования в тех случаях, когда невозможно или недостаточно использование герба. Флаг представляет собой полотнище с установленным сочетанием цветов и фигур, составленное по вексиллологическим правилам5 и употребляемое в установленном порядке. Флаг строится на основе герба и, в свою очередь, может служить основой для иных официальных символов муниципального образования.

Должностные знаки служат средством визуальной идентификации лиц, занимающих официальные ответственные должности в органах местного самоуправления (глав муниципальных образований, депутатов представительских органов местного самоуправления, иных выборных и должностных лиц), и используются данными лицами символически в особо торжественных ситуациях или практически постоянно при исполнении служебных обязанностей. Должностные знаки представляют собой нашейные или нагрудные знаки, составленные на основе герба или флага муниципального образования.

Наградные знаки муниципального образования служат средством визуального обозначения лиц, чьи заслуги перед муниципальным образованием официально признаны и отмечены. Знаки представляют собой нагрудные (настольные, настенные и т.д.) знаки, особого рода сувениры, ценные подарки, построенные на основе герба или флага муниципального образования или несущие их изображения.

Эмблемы муниципального образования могут быть двух видов. К первому относятся те, которые построены на основе герба или флага муниципального образования для предприятий, учреждений, подразделений органов местного самоуправления, муниципальных организаций, памятных и торжественных событий, происходящих в данном муниципальном образовании. Ко второму виду эмблем относятся те знаки, которые создаются вместо герба и исполняющие его функции в тех случаях, когда невозможно или нежелательно установление муниципального герба. Эмблема представляет собой графически неизменный знак, составленный вне соответствия правил составления гербов.

Официальные символы муниципальных образований утверждаются соответствующими правовыми актами (решениями, постановлениями) представительских органов муниципальных образований. Все официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации путём их внесения в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. Законодательными актами, определяющими порядок регистрации являются Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 403 «О государственном геральдическом регистре Российской Федерации» и распоряжение Президента Российской Федерации от 13 октября 2003 г.

№ 471-рп «О порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации».

Задача государственной регистрации официальных символов муниципальных образований – государственное признание и закрепление прав на символы, обеспечение правовой защиты официальным символам в федеральном масштабе, создание единого информационного пространства в области официальных символов и знаков. В государственный геральдический регистр Российской Федерации вносятся только утверждённые в установленном порядке и введённые в действие официальные символы муниципальных образований. Проекты знаков к регистрации не принимаются. С момента внесения символа муниципального образования в Государственный геральдический регистр Российской Федерации он считается официально признанным государством, которое подтверждает право владельца на данный символ и принимает на себя обязательства по его охране в юридическом пространстве России.

В настоящее время гербы вновь помещаются на документах, обязательным является их использование на печатях, бланках, грамотах и свидетельствах, выдаваемых муниципальными органами. Поэтому гербы, флаги, эмблемы, знаки и награды составляют важнейший комплекс представительских и статусных символов, обеспечивающих полноценное правовое существование муниципального образования. Однако нельзя оценивать современную земельную геральдику России только с позиций её политической целесообразности и правовой кодификации. Геральдические символы – это важнейшая часть современного культурного наследия, ярко и образно отражающие представления людей о красоте, свободе, своей истории и ценностях жизни.

Геральдические правила и особенности их применения в современных гербах, флагах и иных символах муниципальных образований Российской Федерации

Геральдика – это не просто своеобразный социальный кодекс общества, но и сложная система знаков, которая состоит из разнообразных фигур, цветов и металлов. Принципы их сочетания и соотношения породили уникальный геральдический язык, основу которого составляют правила геральдики, остающиеся неизменными вот уже много столетий. Основой всякого герба является щит, в поле которого располагаются самые разные элементы герба. Форма геральдического щита обычно не фиксируется в документах, утверждающих герб. Один и тот же герб может помещаться в щитах самых разных форм, в зависимости от вкуса художника или заказчика. Наиболее распространённым и традиционным в России является щит так называемой «французской» формы.

В геральдике используется строго определённый набор металлов, цветов и мехов. Цвет в геральдике является таким же важным элементом, как и фигуры, помещённые в гербовом щите. Бывают щиты без фигур, но не бывает бесцветного герба. Одни и те же фигуры, даже в одном и том же сочетании, но в различном цветовом исполнении могут служить гербами совершенно разных муниципальных образований.

К металлам относятся:

  • золото, изображаемое любыми оттенками золотого, бронзового и жёлтого цвета. Золото может передаваться в гербе жёлтым металлом.
  • серебро, изображаемое всеми оттенками серебряного и белого цвета. Серебро может передаваться в гербе белым металлом.

К цветам или финифтям относятся:

  • лазурь, соответствующая различным оттенкам синего и голубого цвета.
  • червлень, передающая различные оттенки красного и алого цветов.
  • зелень, соответствующая различным оттенкам зелёного цвета.
  • пурпур, передающий различные оттенки фиолетового, вишнёвого, сиреневого и холодно-малинового цветов.
  • чернь, соответствующая чёрному цвету.

Кроме этих пяти финифтей в геральдике используется, но довольно редко так называемый «телесный» цвет для передачи изображения человека. В геральдике принято, что если в описании герба не указывается цвет человеческой фигуры, рук, ног или лица, то это явное указание на «телесную» финифть. Геральдические цвета не допускают строгой фиксации оттенков, которые выбираются художниками, заказчиками и изготовителями герба в зависимости от технических возможностей и практических потребностей. 6

При одноцветном «чёрно-белом» воспроизведении герба в геральдическом искусстве используется шафировка. Это простая и удобная система обозначения цветов разнонаправленной штриховкой. Использование шафировки важно при передаче цвета в гравюрах, рисунках печатей и монет.

Наконец, в геральдике принято использовать два меха – беличий и горностаевый. Очень редко в гербах встречается описание и собольего меха, и изображается он чёрным цветом.

Первые гербы были очень простыми и представляли собой одну или две фигуры в одноцветном гербовом щите. Этого было вполне достаточно, чтобы отличить одного рыцаря от другого. Однако с течением времени рисунки гербов усложнились и сформировалось основное правило геральдики, в котором строго оговаривалась невозможность наложения в щите металла на металл и финифти на финифть. Конечно, существуют исключения из этого правила, но они должны быть обоснованы и допустимы только для исторических гербов, существующих не менее ста лет.

Геральдический щит, как правило, должен иметь одно поле. Оно может делиться на отдельные участки, но при условии их объединения какой-либо одной фигурой в единую композицию. В противном случае, герб получится состоящим из двух или более отдельных гербов, что возможно только при слиянии, например, двух соседних городов, обладающих разными гербами. Фигуры, которые помещаются в поле щита, подразделяются на две группы: геральдические и негеральдические.

К первой группе относятся фигуры, образованные путём деления щита (рассечение, пересечение, скошение и т.д.), и представляющие собой целый комплекс важнейших и почётнейших символов: глава, пояс, столб, оконечность, перевязь, стропило, кайма, различные формы и виды крестов. Именно эти, довольно простые в начертании, фигуры были древнейшими геральдическими знаками. Их бесконечное сочетание и сформировало неповторимый и загадочный язык геральдики.

Ко второй группе относятся фигуры нескольких видов: естественные, искусственные и фантастические.

К естественным фигурам относятся те, которые существуют в природе (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся, растения, планеты, звёзды и стихии).

К искусственным фигурам относятся предметы, которые созданы людьми (орудия труда, предметы быта, ремесла и охоты, оружие и памятники искусства).

К фантастическим или легендарным фигурам относятся изображения единорога, грифона, дракона, пегаса, русалок и т.д.

Конечно, в геральдике возможны и другие символы, сюжеты и эмблемы, но их использование должно быть хорошо продуманным и соответствовать геральдическим традициям. Здесь важно сказать не только о том, что в геральдике можно, но и о том, что нельзя изображать. Это «нельзя» не всегда юридически оформлено и определено в той или иной стране, но геральдика есть явление тысячелетней общеевропейской культуры. Поэтому соблюдение её правил и традиций считается важнейшим признаком принадлежности к той категории ценностей, которые считаются общечеловеческими.

В гербах нежелательно изображение конкретных сооружений: зданий, мостов и памятников, даже хорошо знакомых и любимых большинством горожан. Помещение в гербе изображения памятника Афанасию Никитину или Староволжского моста будет нарушением геральдической традиции, и лишь допустимая условность их рисунка, сделает возможным существование подобного герба. Недопустимо в гербах изображать и конкретных исторических лиц. Каждая человеческая фигура должна быть условной, но её снаряжение, костюм, оружие, регалии и атрибуты вполне могут отражать значение и ранг запечатлённого в гербе персонажа. 7 Лишь для изображений святых в геральдике существует исключение, но и в этом случае персонаж узнаваем не в силу портретного сходства, а благодаря атрибутам или ситуации, в которой он изображён, как например, в гербе Москвы и Московской области св. Георгий Победоносец.

Кроме того, в гербах недопустимо помещать элементы, которые являются принадлежностью новейшего времени, а также технологических и технических форм (вагонов, локомотивов, станков, самолётов, электрических инструментов, приборов и механизмов, современных химических колб и т.д.). При необходимости их следует заменять условными знаками: для электростанций вполне подойдут молнии, для отражения текстильного производства – сквозные ромбы, для железной дороги – «крылатое колесо», скрещённые кирки – для символизации горного дела.

В гербе недопустимо помещение надписей, к которым можно отнести цифры, даты, отдельные буквы и буквенные коды, словосочетания, фразы, монограммы и вензели на любых языках и алфавитах. Лишь при изготовлении декоративных значков с территориальными гербами, наименование города по традиции помещается над геральдическим щитом. Такие значки стали выпускать в нашей стране с середины 1960-х гг. и именно они долгое время были одним из основных источников изображений русских и советских гербов. Но это значок, роль которого отнюдь не является официальной. Вот помещение названия города в геральдическом щите или прямо над ним на вывесках, бланках и печатях является серьёзным нарушением геральдических правил и традиций. Единственным исключением являются старинные гербы, утверждённые до 1917 г. Таких гербов очень мало и помещённые на них надписи считаются «освящёнными древностью» и не требуют переделки.

Нельзя помещать в гербах географические карты и условные картографические обозначения, изображения топографических контуров территории муниципального образования, природных объектов (заповедников, рек, озёр, лесных массивов), различных сооружений (дорог, водохранилищ, валов и плотин), контуров геологических разрезов и визуальных очертаний конкретных возвышенностей. Все перечисленные выше особенности географического или природного положения муниципального образования вполне возможно выразить средствами геральдики, что сделает герб особенно красивым.

Сам герб не является графически неизменным. Это не товарный знак и не логотип. Герб всегда обладает более высоким статусом, чем любые другие символические изображения. Эталоном герба является не рисунок, приложенный к правовому акту, а его геральдическое описание. Поэтому допускается прорисовка герба в разных стилях, в щитах разных форм и пропорций.

Геральдическое описание герба составляется по специальным правилам с применением гербоведческой терминологии и фиксирует только внешний вид герба, не касаясь толкования его символики. Именно описание, называемое блазоном, включается в состав правового акта, учреждающего герб. На первый взгляд, геральдическое описание может показаться архаичным и не совсем понятным для тех, кто впервые сталкивается с подобными текстами. Но это следование традиции, возраст которой определяется столетиями. Толкование символики герба вполне уместно вносить в Положение о гербе отдельным пунктом, следующим сразу за пунктом, содержащим геральдическое описание знака.

В отличие от герба, обозначающего преимущественно власть и властные полномочия, флаг является общедоступным в употреблении и наиболее объединяющим знаком. Специфика назначения флага ещё и в том, что он позволяет обозначать владельца с большого расстояния на открытых пространствах в ветреную и безветренную погоду. Поэтому чёткость композиции, оригинальность и читаемость флага являются важнейшими вопросами при его разработке.

Флаг обозначает не только территорию муниципального образования, но и здания, в которых располагаются органы местного самоуправления, организации и учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, кабинеты должностных лиц и залы официальных заседаний, собрания, колонны и транспортные средства. Наконец, флаг является уникальным и эксклюзивным средством украшения и праздничной эстетики, способствует выражению патриотических и краеведческих чувств, приподнятого настроения.

Флаг муниципального образования строится на основе муниципального герба и должен воспроизводить его композицию точно либо с минимальной формализацией (упрощением). На флаг не могут вноситься поля, цвета и фигуры, не присутствующие в гербе соответствующего муниципального образования. Лишь в тех случаях, когда региональный геральдический закон предусматривает возможность использования какого-либо регионального геральдического элемента, флаг муниципального образования может быть им дополнен. 8 Надо отметить, что на флаг переносятся только композиция щита герба муниципального образования. Все элементы обрамления герба, находящиеся за пределами щита, а также вольная часть не могут переноситься на флаг ни в каких формах. Нельзя допускать, чтобы флаг разрабатывался в виде одноцветного или многоцветного полотнища, на котором помещено изображение герба в щите (тем более в щите с дополнительными элементами). Основой флага является полотнище – условное пространство для размещения цветов и фигур. Полотнища не должны иметь строго установленных размеров и измеряться в абсолютных величинах (метрах, сантиметрах, миллиметрах и т.д.), так как в зависимости от практических потребностей флаги могут изготавливаться любых размеров: от настольного флажка, до многометровых полотнищ. В этой связи размеры флага устанавливаются только в относительных величинах, соотнесённых с длиной и шириной полотнища. Для флагов муниципальных образований Российской Федерации принята прямоугольная форма при соотношении сторон полотнища (отношение ширины (вертикального размера) к длине (горизонтального размера) – 2:3. Все цвета флага должны точно воспроизводить цвета герба.

Средства обозначения административного статуса и региональной принадлежности в современных территориальных гербах Российской Федерации

Мы уже знаем, что главной частью герба является геральдический щит с помещённой на нём композицией. Однако помимо щита в составе герба могут иметься дополнительные элементы – короны, обрамление и вольная часть. Короны – это символические изображения установленной формы и цвета, соответствующие или близкие по виду к реально существовавшим коронам, или изображения, подобные коронам по конструкции и внешним признакам. Короны являются главным элементом демонстрации административного статуса, знаком определённого достоинства и прав самостоятельности. Соответственно в системе муниципальной власти России Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации разработана система корон, в которой для каждого типа муниципальных образований предусмотрена корона определённого вида.

Городской округ

Золотая башенная корона о пяти зубцах

Городской округ – столица (административный центр) субъекта Российской Федерации

Золотая башенная корона о пяти зубцах, имеющая на обруче золотой лавровый венок

Муниципальный район

Золотая территориальная корона о пяти зубцах

Городское поселение

Золотая башенная корона о трёх зубцах

Городское поселение – административный центр муниципального района

Золотая башенная корона о трёх зубцах, имеющая золотой обруч

Сельское поселение

Золотая территориальная корона о трёх зубцах

Внутригородская территория федерального значения

Золотая башенная корона без зубцов

В редких случаях для муниципальных образований городского типа, имеющих особое историко-культурное значение, допускается использование корон особого вида, призванных указывать на особый административный статус, имевшийся в давние времена. Так, муниципальные образования городов Казань, Астрахань, а также города, бывшие великокняжескими столицами в пору Древней Руси, к которым относится и город Тверь, могут венчать свои щиты царскими шапками: Казанской, Астраханской или шапкой Мономаха соответственно на основании права, предоставленного этим городам императорским указом 1857 г. В других случаях речь может идти не о безусловном праве, а о возможности, требующей обстоятельного обсуждения. Город или сельское поселение, бывшее в своё время столицей государства, удельного или иного княжества, может дополнять свою корону обручем с самоцветами. Но каждый случай использования корон особого вида нуждается в специальном обосновании и обязательном согласовании с Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации на стадии проектирования герба.

Обрамлением называются фигуры, помещённые вокруг гербового щита. К наиболее важным относятся щитодержатели и знаки наград. Щитодержатели – это дополнительные элементы герба, указывающие на особенно высокий статус муниципального образования, связанный не только с определёнными в законодательном порядке вопросами административной организации, но и с историческим, культурным и экономическим значением муниципалитета и его места в системе представлений о мире. Щитодержатели представляют собой изображения людей, святых, ангелов, человекоподобных существ, животных и птиц (реальных и фантастических), стоящих по сторонам гербового щита и поддерживающих его. Одновременно со щитодержателями в состав герба вводится «подножие» - условная поверхность, на которой стоят щитодержатели. 9 Подножие обыкновенно изображается в виде зелёной земли или условной орнаментальной подставки, но в отдельных случаях может иметь и более сложную форму. В Российской Федерации использование щитодержателей в гербах муниципальных образований допускается только для городов (городских округов, городских поселений), являющихся столицами субъектов Российской Федерации или иных муниципальных образований, в гербах которых щитодержатели существуют более 100 лет. Знаки наград – дополнительные элементы герба, возможные к использованию в гербах тех муниципальных образований, предшественники которых были награждены правительственными наградами (орденами и медалями) в советское время. Никакие иные награды, кроме государственных, в гербах муниципальных образований не могут отражаться никаким образом.

Награды в гербе могут быть представлены посредством помещения лент соответствующих наград, изображаемых свободно вьющимися по сторонам и внизу геральдического щита. Знаки наград в гербах изображать не принято, лишь для медали «Золотая звезда» города-героя сделано исключение. В данном случае лента не изображается, а сама звезда располагается позади щита так, что её концы видны из-за его краёв.

Вольной частью называется квадрат, площадью не более четверти от площади щита, несущий изображение иного герба и помещаемый в верхнем левом от зрителя (в отдельных случаях – правом от зрителя) углу щита. Вольная часть используется для обозначения региональной принадлежности муниципальных образований. Поэтому в состав герба муниципального образования помещается герб или основные элементы герба того субъекта Российской Федерации, в состав которого входит данное муниципальное образование. Использование вольных частей допустимо только для символики субъектов Российской Федерации, региональное законодательство о гербах которых разрешает использовать герб субъекта Российской Федерации в качестве вольных частей. Если региональный закон о гербе субъекта Российской Федерации не предусматривает разрешения на использование герба субъекта в качестве вольной части, то муниципальные образования данного субъекта Российской Федерации не могут произвольно пользоваться вольной частью с соответствующим гербом.

Все перечисленные выше дополнительные элементы не могут вноситься в состав герба произвольно, ибо не являются декоративным украшением, а служат обозначением административного статуса и региональной принадлежности герба. Они могут вноситься в гербы только в соответствии со статусом и принадлежностью муниципального образования на основании единой системы знаков статусных и региональных различий, принятой в Российской Федерации. Понятно, что административный статус и региональная принадлежность не являются неизменными. При определённых условиях административный статус и его принадлежность к тому или иному субъекту Российской Федерации могут измениться. В этой связи и знаки обозначения статуса и принадлежности – короны, обрамление и вольные части – не являются неизменными, навечно принадлежащими гербу. Если изменился статус и принадлежность муниципального образования, то необходимо изменить соответствующим образом и дополнительные элементы герба этого муниципального образования.

Поскольку административные элементы могут изменяться, постольку они не обязательны в гербах муниципальных образований. Герб без корон, обрамлений и вольной части является столь же полноценным символом, так и полная геральдическая композиция со всеми административными и региональными атрибутами. Оба варианта герба абсолютно равноценны и уместны для выполнения всех присущих гербу официальных функций.

Пояснения к использованию исторических гербов

В составе геральдических памятников Тверской области есть пятнадцать исторических гербов, утверждённых до 1917 г. 10 Почти все они составлены в конце XVIII в. и на многочисленных исторических памятниках представлены в виде щита, состоящего из двух частей: в верхней части – герб Тверской, в нижней – уездного города. Лишь более старые символы Торжка, Твери, Зубцова, Старицы и Торопца представляют собой изображение, размещённое по всему полю геральдического щита. Гербы Вышнего Волочка и Осташкова, составленные в 1772 г., тоже отличаются от основной массы исторических знаков, ибо в их изображение внесены символы императорской милости – возникающий двуглавый орёл для Осташкова и Императорская корона на горностаевой мантии для Вышнего Волочка. 11 Исторические гербы особенно большой группы с рисунками разделённого щита очень часто используются органами местного самоуправления наряду с новыми и исправленными версиями. Здесь важно сказать следующее: верхняя часть герба (сначала её изображали как треть щита, но позже стали изображать как его половину) не является его интегральной частью, а лишь обозначает принадлежность города к губернии и демонстрирует его прямую соподчиненность губернскому правлению. Уже в середине XIX в. эта форма гербов была подвергнута критике как несоответствующая геральдическим правилам, потому что собственная эмблема города (например, Калязина) оказывалось подавлена символом губернского города, играла лишь подчиненную роль. В 1857 г. императором Александром II была начата реформа городских гербов, в результате которой прежние гербы были отменены де-юре, а собственные символы городов должны были располагаться на всем поле щита. Для обозначения принадлежности города к той или иной губернии была введена так называемая «вольная часть» - прямоугольник в верхнем углу щита, в котором и располагался губернский герб. Эта форма герба признаётся и сегодня Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации в качестве законной основы для восстановления всех исторических гербов в качестве официальных символов муниципальных образований Российской Федерации, но лишь в том случае, если такая практика оговорена в региональном геральдическом законе. В законе «О гербе и флаге Тверской области» такая правовая норма отсутствует, а, например, в геральдическом законе Рязанской области присутствует.

Использование в официальных целях исторического герба (в варианте XVIII в. или XIX в. с венками, лентами и историческим коронами) недопустимо, ещё и потому, что герб является правовым знаком, а не художественным артефактом. Его форма и все дополнительные внешние элементы должны отражать административно-правовой статус его обладателя. Сегодняшний статус, например, Бежецка как муниципального образования в составе Тверской области, являющейся субъектом Российской Федерации, наделенным правами государственного образования, не равен правовому статусу уездного города Бежецка в составе Тверской губернии как сугубо административной единицы Российской империи, и поэтому прямое использование исторического герба в качестве официального символа современного муниципалитета невозможно. Кроме того, принятие и вступление в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поставило задачу цивилизованного развода исторической символики, когда у города и района есть один исторический герб на двоих, ибо ранее он выполнял одновременно роль символа и города, и уезда. В настоящее время подобная ситуации с Зубцовским районом и городом Зубцовом: именно исторический герб был закреплен за городом в целях сохранения геральдического наследия России. Геральдический Совет при Президенте Российской Федерации придерживается той точки зрения, что исторический герб должен в этом случае быть возвращен городу (бывшему его обладателем более 200 лет), а район должен создать новый символ на основе исторического герба, но с некоторыми отличиями. В нашем случае отличие установлено разной цветовой гаммой гербов.

Анкета муниципального образования для разработки проекта его официальной символики – герба и флага

  1. Дата образования муниципального образования (далее – МО), его состав (названия входящих в МО поселений).
  2. Происхождение и толкование названий входящих в МО поселений.
  3. Численный и национальный состав жителей МО, национально-культурные особенности.
  4. История МО. Важные исторические события и обстоятельства, связанные с территорией МО.
  5. Экономика МО. Основные хозяйственные занятия населения сегодня и в прошлом: промышленное и кустарное производства, наличие и добыча полезных ископаемых, транспорт, промыслы, основные возделываемые культуры (растениеводство, плодоводство, овощеводство) и разводимый скот.
  6. География МО. Особенности рельефа и природные объекты на территории МО: реки, озера, леса, болота, урочища, их названия, происхождение, значение и известные толкования этих названий.
  7. Животный и растительный мир МО. Основные или характерные животные, птицы и рыбы, обитающие на территории МО, основные или характерные виды растительности (деревья, кустарники, травы), произрастающие на территории МО.
  8. Исторические и культурные достопримечательности МО: храмы (когда построены и во имя каких святых освящены), монастыри, усадьбы и иные культовые и архитектурные постройки и памятники.
  9. Наличие в прошлом на территории МО дворянских владений: какие роды с ними связаны.
  10. Известные уроженцы МО или исторические деятели, связанные с МО, род их деятельности и характер заслуг.
  11. Наличие партнерских связей или побратимства с другими российскими или зарубежными муниципалитетами, городами и землями.
  12. Наличие прежней символики (незарегистрированной или исторической).

Пояснительная записка к «Анкете муниципального образования»

Геральдическая комиссия при Губернаторе Тверской области предполагает поэтапное (в течение 2-3 лет) оказание помощи муниципалитетам в создании проектов их геральдической символики и её государственной регистрации. На первом этапе должны быть разработаны проекты флагов для тех муниципальных районов, которые их пока не имеют. Это будет сделано с использованием композиции их гербов и с учётом правил обозначения принадлежности муниципалитетов к Тверской области, установленных Геральдической комиссией при Губернаторе Тверской области.

Ответы на вопросы анкеты будут необходимы на следующем этапе, когда будут разрабатываться проекты гербов для всех поселений (городских и сельских) – центров муниципальных районов и для обычных городских поселений Тверской области. После этого на основании ответов на вопросы анкеты будут поочередно разрабатываться проекты гербов для сельских поселений Тверской области (для всех поселений одного района одновременно). Очередность работы с каждым районом будет устанавливаться Геральдической комиссией при Губернаторе Тверской области на основании предоставленных из районов полных пакетов ответов муниципальных образований на вопросы анкеты. Готовые проекты гербов (и флагов) всех муниципальных образований каждого района будут направляться Геральдической комиссией при Губернаторе Тверской области на согласование в Геральдический Совет при Президенте Российской Федерации, после чего они будут представлены на утверждение органов местного самоуправления муниципальных образований. После их учреждения символы будут направлены на государственную регистрацию. Регистрация символики муниципальных образований осуществляется бесплатно. Эскизные проекты гербов, достаточные для их учреждения и регистрации, и проекты соответствующих учредительных документов будут предоставлены муниципалитетам при обязательном соблюдении определенных условий.

Основные условия и требования к разработке символики:

Муниципальные образования представляют в Геральдическую комиссию при Губернаторе Тверской области историко-экономические справки об особенностях своей истории, хозяйственной деятельности, природных условиях на основании анкеты. Обязанность сбора полного пакета справок и предоставление их в Геральдическую комиссию при Губернаторе Тверской области может быть возложена на одно из подразделений администрации муниципального образования.

Обязательным условием для начала разработки проектов гербов городских и сельских поселений каждого района является внесение в Положение «О Гербе муниципального района» дополнительного пункта, следующего содержания: «Допускается использование основных элементов и цветов герба или приемов построения его композиции для разработки гербов городских и сельских поселений муниципального района для обозначения их территориальной принадлежности к муниципальному району». Такое использование элементов районной символики не является обязательным, но желательно.

На основании предоставленной информации в определенные сроки разрабатываются по 2-3 предварительных проекта герба для каждого муниципалитета. Один из них по согласованию с муниципальным образованием выбирается за основу и дорабатывается. После того, как доработанный проект согласован, на его основе предлагается 2-3 проекта флага (по желанию муниципалитета), из которых также выбирается один (для дальнейшего согласования и доработки).

В процессе разработки эскизных проектов гербов будут рассмотрены и приняты во внимание встречные предложения муниципальных образований по содержанию их символики. Учитываться будут только геральдически оригинальные идеи. Полный учет пожеланий не является для разработчика обязывающим (нежелательны предложения символики с изображением колосьев, хлебных снопов, волнистых полос, линий и делений щита).

Рассмотрение проектов символики поселений муниципального района должно быть организовано руководством муниципального района в районном центре с присутствием глав муниципальных образований или их полномочных представителей (в зависимости от количества сельских поселений в районе такие обсуждения могут быть разбиты на блоки по 7-10 муниципальных образований для одного совещания). Организация таких совещаний (включая приглашение разработчика и его пребывание в районе) должна быть обеспечена руководством муниципального района.

Принятые за основу проекты гербов и флагов МО согласовываются с Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации и выносятся на утверждение органов местного самоуправления муниципальных образований. Утвержденные символы (одновременно символы всех муниципалитетов, включенных в каждый из этапов программы) направляются на государственную регистрацию. После регистрации гербов и флагов муниципалитетам в торжественной обстановке в Твери будут выданы текстовые свидетельства Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации (муниципалитет может дополнительно заказать специальные свидетельства на художественных бланках Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, о регистрации своей символики с её описанием и нарисованным вручную изображением).

Направление символики в Геральдический Совет при Президенте Российской Федерации на экспертизу и регистрацию, а также выдача свидетельств о её регистрации будут осуществляться Геральдической комиссией при Губернаторе Тверской области.

Собственностью муниципального образования становятся те проекты герба и флага, которые будут утверждены его органами местного самоуправления в качестве своих официальных символов и внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. Для этого муниципальным образованием и разработчиком символики должен быть составлен договор об уступке авторских прав. Все иные эскизы и проекты, созданные в процессе разработки символики, являются авторской собственностью разработчика и не подлежат использованию или передаче третьим лицам без согласия автора.

В дальнейшем муниципальное образование вправе самостоятельно заказать векторные (или иные качественные) изображения своих герба и флага и их изготовление в материале у любого исполнителя.


1 Геральдическим символам региона установлены памятники в Томске, Кирове (Вятке), Москве, Ярославле и др. Муниципальным символам памятники установлены в Торопце, Старице, Казани, Уфе, Сургуте и др.

2 Винклер П.П. фон. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесённых в Полное собрание законов Российской Империи с 1649 по 1900 год. СПб.: 1900.

3 Глубокое понимание термина «геральдика» было дано Г.В. Вилинбаховым на основе проблематики докладов и дискуссий геральдического семинара в Государственном Эрмитаже: «геральдика изучает знаки, представляющие соответствующие социальные микро и макроструктуры. Она включает в себя изучение не только гербов, появившихся в Европе в Средние века в период Крестовых походов, но и разнообразные эмблемы, начиная с древнейших знаков, всех без исключения культурноисторических регионов, а также ордена, наградные медали, знаки отличия и различия, униформы, знамена. В качестве составных частей геральдики могут существовать гербоведение, эмблематика, фалеристика, униформоведение, вексиллология. Все вместе они призваны изучать условные знаки, выполняющие единую социальную функцию (представления, замещения, обозначения) и составляющие определенную знаковую систему, одну из символических систем средств накопления, хранения и передачи информации, определяющей социальные системы и индивиды» (Вилинбахов Г.В. Геральдические будни // Геральдика. Материалы конференции «10 лет восстановления геральдической службы России». СПб.: 2002. с.4).

4 См. об этом: Медведев М.Ю. Данность и преемственность в оформлении Российских территориальных гербов // Правовые основы и перспективы территориальной и муниципальной геральдики. Материалы Феденрального совещания. СПб.: 1999. С.5-19.

5 Вексиллология – (от лат. veksillum - знамя) вспомогательная историческая дисциплина. Изучает все виды флагов, знамен, стягов, штандартов, хоругвей, бунчуков и вымпелов, их формы, структурные компоненты, геральдические или особые символические знаки, композиции цветов на знаменах и флагах. Вексиллология интерпретирует и устанавливает их происхождение, социальные и целевые функции, историческую роль, эволюцию и миграцию знаменной символики и цветов (Лавренов В.И. Вексиллология. Учебное пособие. Тверь, 2000).

6 Например, элемент герба, описанный как «лазоревый» в одном случае может быть изображён тёмно-синим, в другом – небесно-голубым, в третьем – светло-синим цветом, и любое из этих изображений будет правильным, а цвет точно соответствовать геральдической «лазури». Вместе с тем при изготовлении конкретного герба выбирается один и только один оттенок цвета. Так, если поле щита описано как «червлёное», то оно может быть красным, но недопустимо, чтобы оно изображалось красным с розовой каймой. Если в составе герба описаны три зелёные ели, то они могут быть изображены только одним и общим для всех оттенком зелёного цвета. (См.: Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований. СПб.: 2005. с.14-15).

7 Так, в гербе Рязанской области изображён князь, на что указывает его одежда и головной убор. Однако персонификация личности этого геральдического князя возможна лишь в толковании, но не в описании герба.

8 Так, согласно закону «О гербе и флаге Тверской области» допускается использование на флагах муниципальных образований элемента герба Тверской области – шапки Мономаха на зелёной подушке. Данные элемент помещается на красной вертикальной полосе у древка флага муниципального образования.

9 Подножие необязательно в том случае, если в качестве щитодержателей использованы птицы или иные крылатые (летающие) существа.

10 Тверь, Торжок, Вышний Волочёк, Кашин, Калязин, Ржев, Старица, Белый, Торопец, Осташков, Красный Холм, Бежецк, Весьегонск, Зубцов, Корчева (ныне не существующий город).

11 См. более подробно: Лавренов В.И. Муниципальные символы города Вышний Волочёк Тверской области. Тверь: 2001; Лавренов В.И., Васильев А.В. Геральдика Селигерского края: История и современность. Тверь: 2003.